+7 (3854) 31-04-59 Диспетчер
Деятельность родителей, направленная на развитие речи, мыслительных процессов

Деятельность родителей, направленная на развитие речи, мыслительных процессов

Сапожникова Татьяна Викторовна,

методист

КГБУСО «Краевой реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными

возможностями «Родник»

 

Деятельность родителей, направленная на развитие
речи, мыслительных процессов

К концу второго – началу третьего года жизни при правильной педагогической работе ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Родители думают, что он понимает содержание того, о чем они говорят при нем, о знакомых вещах, явлениях. Но понимание им речи взрослых еще недостаточно.

Необходимо формировать умение различать предметы (по внешнему виду, звучанию и т. д.); а также знакомить детей с отдельными признаками предметов, их названиями, отношениями (временными, причинно-следственными, места); развивать способность обобщения. Ребенка следует побуждать постепенно в отдельных, доступных его пониманию случаях к группировке разнородных предметов под одним названием (посуда, игрушки).

Развитие речи следует сочетать с формированием умения высказывать элементарные суждения. В этом существенную роль играют вопросы взрослых. Необходимо учитывать, что на третьем году жизни дети отвечают на вопрос «что?» или «кто это?», но иногда молчат, когда в отношении того же предмета им задают вопросы более обширные: «Во что одет? Что несет? Кому?» и т. п.

Если ребенку известно действие, знакома ситуация, он относительно легко отвечает на вопрос «Что делает персонаж?», т, е. рассказывает о совершаемом действии.

Родителям следует помнить, что, давая детям разнообразные поручения, необходимо одно действие (вроде открыть, завернуть, поставить и др.) связывать со многими предметами. Важно также, чтобы ребенок умел проделать с предметом и правильно обозначить словами противоположные действия (открыть – закрыть дверь, застегнуть – расстегнуть пуговицу).

Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности обобщения, поэтому, рассматривая с ребенком картинки, следует задавать ему вопросы по поводу разнообразных действий, в том числе и обозначающих состояние: изображенный на картинке персонаж радуется, плачет, мерзнет и т. п. Как видите, задания касаются действий, совершаемых в настоящий момент, поскольку дети испытывают трудности, когда им предлагают мысленно представить прошлое или предстоящее действие. В связи с этим на занятиях задавайте ребенку вопросы, отвечая на которые он смог бы представить мысленно всю цепь событий.

С другой стороны, ребенок понимает рассказ, сопровождающийся показом предмета, иллюстрации. Малыши способны и любят вспоминать о приятных моментах, случившихся в их жизни не так давно, поэтому в повседневном общении с ребенком родителям следует побуждать его на воспоминания (например, о прошедшем празднике, поездке в лес и т. п.).

Развивающие речевые игры

1. Игра «Прогулка на огород»

Покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста, картошка, помидоры и др. Во время прогулки показывайте на тот или иной овощ, называя его (тщательно проговаривая слоги), и просите ребенка повторять за вами название несколько раз. Возвратившись домой, разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно. Затем попробуйте составить вместе с ребенком рассказ о том, как вы ходили на огород, а затем попросите, чтобы малыш рассказал его кому-нибудь из близких, при этом помогайте ему вспоминать нужные слова, направляйте ход его мыслей.

Например, рассказ может выглядеть следующим образом: «Оля ходила вместе с мамой в огород. Там росла... (ответы: морковь, репка, картошка). Сама репка в земле сидит, а на грядке только зеленые... Что? – Листики. Оля потянула за листик и вытянула... Что? – Репку. Репка была какая? – Большая и желтая. Оля отнесла ее. – Кому? – Бабушке».

2. Игра «Отгадай и назови»

Цель данной игры – знакомство с назначением разных предметов. Возьмите набор игрушек и предметов: мяч, корзинку, разноцветные карандаши, погремушку, ленточку, кисточку, зверушку и т. д.

Сядьте вместе с ребенком на стулья за небольшим столиком, на котором разложите все вышеуказанные предметы. Затем, показывая на определенный предмет, спрашивайте: «Что это?» Ребенок отвечает: «Корзина». Далее следует другой вопрос:

– Для чего она нужна?

– Собирать ягоды.

После этого необходимо подтвердить правильный ответ ребенка более обширным ответом:

– Да, корзина нужна, чтобы собирать в лесу ягоды и грибы. В случае, если ребенок не смог назвать показанный предмет, вы называете его сами и объясняете его назначение. Например:

– Это – кисточка. Она нужна, чтобы рисовать на бумаге разные картинки (так же, как карандашом). В отличие от карандаша, который пишет сам, кисточку нужно макать в цветные краски, а потом уже подносить к бумаге и водить по ней.

Каждый раз, когда вы рассматриваете какой-то предмет, его необходимо брать в руки, а затем ставить обратно на стол. Когда все предметы и игрушки будут рассмотрены, попросите малыша дать вам определенный предмет, не называя его, а только рассказывая о его функции. Например: «Принеси мне, пожалуйста, то, что надо взять с собой в лес, чтобы собирать ягоды и грибы» или «Дай мне то, чем нужно рисовать на бумаге» и т. д.

3. Игра «Наша посуда»

Мама спрашивает у ребенка, хочет ли он посмотреть, какая на кухне есть посуда. Затем ведет его на кухню, сажает за стол, выкладывает перед ним тарелку, чашку, кастрюлю, ложку и т. д. и спрашивает:

– Что это? Ребенок отвечает:

– Тарелка.

– А какая эта тарелка: большая (глубокая) или маленькая? Для чего нужна эта тарелка?

После каждого ответа ребенка мама задает следующие вопросы, например: «Что едят из этой большой тарелки, а что – из маленькой?»

После того как ребенок назовет всю показанную посуду, можно давать ему разные поручения, вроде «Принеси мне большую красную кружку»; «Поставь рядом две тарелки, положи ложку в тарелку» или «Покажи, чем наливают суп» и т. д.

Затем уберите всю посуду в шкаф и попросите, чтобы ребенок назвал предметы по памяти, задавая соответствующие вопросы:

«Из чего ты кушаешь кашу?», «В чем я ее варю?», «Чем ты кушаешь суп?», «Из чего ты пьешь сок?» и т. д.

4. Игра «Геометрия для маленьких»

Цель игры: научить ребенка различать и называть знакомые геометрические формы: шар, кубик, кирпичик – в разной обстановке: по предъявлению (что это?); среди других фигур, разных по названию и цвету; по слову родителя. Как и в предыдущих играх, посадите ребенка за стол либо разместитесь вместе с ним на полу и выложите перед ним все геометрические формочки. Указывая на тот или иной предмет, спрашивайте у ребенка: «Что это?» – либо уточняйте: «Это кубик?»

Если ребенок путает кубик с кирпичиком, вам следует объяснить, что кирпичик длиннее кубика и на него можно поставить два кубика. А кубик выше кирпичика, он – как маленький домик.

Рассуждая на эту тему, заставляйте работать воображение ребенка, вызывая при помощи фигур различные ассоциации, например: «Кубик – это домик, а кирпичик – дорожка к домику». Затем разложите на полу несколько фигур разной формы и предложите ребенку подать вам два кубика, один шарик, один треугольник и т. д. После того как ребенок принес предметы, попросите его правильно назвать их самому, а потом спросите, какого цвета каждая из формочек либо что за формочка того или иного цвета.

5. Игра «Экскурсия по комнате»

Родители водят ребенка по комнате (например, по залу) и разговаривают с ним, обращая его внимание на различные предметы мебели в комнате, называют потолок, окно, пол и т. д. Слова, которые следует произносить при этом, примерно такие: «Что это?» – «Это потолок». – «Покажи, где ковер?» – «Очень красивый у нас ковер. А на чем он лежит?» – «На полу». – «Покажи, где у нас пол» и т. д.

6. Игра «Нарисуй дом»

Для проверки того, как ребенок усвоил соответствующую группу слов в предыдущей игре, можно провести игру-беседу «Нарисуй дом». Мама рисует цветными мелками дом, ребенок называет детали рисунка: например, мама нарисовала стену и спрашивает:

«Что это?» Ребенок отвечает: «Стена». – «А это что? Правильно – тоже стена… А теперь что я нарисовала? Правильно, крышу. Итак, у нашего домика есть стены, крыша, пол, только в домике темно. Чего не хватает? Правильно, окошка. А какое окошко?» – «Большое» и т. д.

7. Игра «Игра с куклой»

Игра проводится в детском уголке с куклой и ее вещами (с мебелью, одеждой и т. д.). Мама берет любимую куклу или мягкую игрушку ребенка, раскладывает в уголке необходимые вещи и рассуждает, каждый раз после сказанного задавая ребенку наводящие вопросы, на которые тот будет отвечать:

– Это – комната для куклы Маши. Здесь она будет жить. Как тебе. Маша, нравится комната? (Ребенок пытается ответить за куклу.)

– Комната есть, а где Маша будет спать? (Ребенок отвечает: «На кроватке».) Правильно, вот и Машина кроватка. Что же Маша будет делать? (Ребенок говорит Маше «Ложись» и укладывает ее спать.)

– Пусть Маша спит? А вдруг ей станет ночью холодно. Чем ее нужно накрыть? (Ребенок отвечает: «Одеялом».)

– Пока Маша спит, мы устроим – ей комнату. Что нужно, чтобы у Маши была комната? (Ребенок отвечает: «Стол».)

– Правильно, стол. А что она будет за ним делать? («Кушать».) Правильно, кушать. А на чем же Маша будет сидеть? («На стуле».) Точно, поставим Маше стул. А чем же Маша будет кушать? и т. д.

8. Игра «Купание куклы»

Для игры мама берет куклу, игрушечную ванночку, кувшин с водой и дополнительные вещи:

– Сейчас мы будем купать куклу Машу. Что нам для этого нужно взять? Правильно, ванночку и воду. А что нужно сделать с Машей перед тем, как ее купать? («Раздеть».) Разденем Машу, \ снимем с нее платье, трусики, башмачки. А куда мы положим одежду? («Повесим на стул».) Что мы будем мыть Маше вначале? («Голову».) Помыли Маше голову. А теперь что будем мыть? («Спинку».) А чем мы будем мыть спинку? («Мочалкой».) Потрем Маше спинку, ручки, ножки. Помыли Машу, а что будем делать дальше? Смоем мыло чистой водой. А теперь? Вытрем полотенцем и т. д. , Помыли мы Машу, что надо сделать дальше? («Одеть».) Одели

- Машу. А теперь что? Правильно, уложим Машу спать.

Подобные игры могут длиться до бесконечности, но важно закончить их до того, как ребенок устанет, чтобы он лучше усвоил игру, и она ему понравилась.

На примере этих развивающих упражнений вы можете сами придумать аналогичные игры с использованием предметов, цветных картинок и т. д. либо заниматься развитием речи при помощи рисования, познавательных прогулок по улице (в лесу или по комнатам дома). Другой эффективный вид занятий, позволяющий активно развивать речь ребенка третьего года, – это чтение и рассказывание сказок родителями.

В перечень произведений для чтения входят народные сказки и потешки, произведения известных писателей и небольшие рассказы русских классиков. Следует сказать, что маленьким детям легче воспринимать живой рассказ, чем чтение. Поэтому для совершенствования речи ребенка в этом возрасте родителям предпочтительнее рассказывать сказки, а лучше рифмованные коротенькие стишки, которые легко усваиваются детьми и запоминаются ими.

Рассказывая сказку или стишок, следует повторять их несколько раз, а для того чтобы это не надоедало ребенку, нужно стимулировать его к прослушиванию за счет подражательных движений, эмоциональной мимики и жестов (например: «Шу, полетели, на головку сели», «Закружились, как снежок», «Вот и люди спят» и т. п.), а также предлагая ребенку договаривать слова в рифмовках («Пошел котик на Торжок, купил котик... что? – «Пирожок».) Маленькие дети очень любят, когда говорят про них самих, поэтому используйте чаще такую возможность, называя имя своего ребенка.

Значение разного рода творческой деятельности
для интеллектуального развития ребенка

С самого раннего возраста малыша нужно учить, учить всему. И, прежде всего, трудиться, преодолевать трудности, воспринимать окружающий мир, думать, т. е. решать практические, интеллектуальные, нравственные задачи, а также владеть речью как способом общения и познания, средством усвоения новых знаний, умений и вместе с тем регуляции действий.

Кроме того, что ребенка необходимо многому учить, его необходимо разносторонне развивать. Для успешного физического развития очень важен правильно подобранный вместе с ребенком режим дня, в котором есть необходимое время для труда, прогулок, занятий и т. п. Для психического развития важно создать благоприятную обстановку внутри семьи, установить доверительные отношения между родителями и ребенком. Что же могут сделать родители для интеллектуального развития своего малыша? Очень многое!

Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста ребенка является творчество, детское или совместное со взрослыми – не имеет значения. Наверное, каждый из нас прошел такой период, когда ни дня нельзя прожить без рисунков, поделок, подарков родителям, сделанных своими руками, порой без повода. Помните, как ругались родители, когда вы, не убрав нарезанные бумажки или склеенные кисточки, ложились спать? Конечно же, помните!

Основной сферой творческой деятельности ребенка четвертого-пятого года является рисование, именно ему дети и родители уделяют особое внимание. Ребенок каждый день узнает много нового, получает огромное количество положительных и отрицательных эмоций. Свое видение окружающего мира – мира людей и мира предметов – малыш воплощает в рисунках. Очень часто родители относятся к этому виду детского творчества несерьезно, они считают рисунок ребенка незначительной, банальной вещью, в то время когда именно рисунок может дать родителям огромное количество сведений не только о наклонностях и талантах собственного малыша, но и об уровне его интеллектуального развития.

Рисование включает в себя много других полезных для общего развития малыша деталей.

Во-первых, в процессе рисования у вашего ребенка вовсю работает фантазия и воображение – два основных процесса, отвечающих за дальнейшее успешное обучение.

Именно на фантазии и воображении основаны многие познавательные процессы, и от того, насколько эти два процесса развиты, во многом зависит интеллектуальное развитие вашего ребенка.

Во-вторых, процесс рисования вызывает в вашем ребенке бурю чувств и эмоций, основанных на событиях, пережитых за день. Очень часто именно рисование помогает психологам и психиатрам снять стрессовое состояние, вывести из депрессии. Недаром в современной психиатрии широко используется так называемая арттерапия, т. е. лечение психических заболеваний путем приобщения к искусству.

Кроме рисования, детская творческая деятельность включает в себя огромное количество других видов. Одним из наиболее распространенных является конструирование.

Родители могут часами наблюдать, как их ребенок строит из кубиков домик, ворота, гараж для машинки и многое другое, но не каждый родитель задумывается над тем, что ребенок вкладывает в этот процесс.

Процесс конструирования – неотъемлемая часть интеллектуального развития. Подобно рисованию, он развивает познавательную деятельность, воображение и фантазию, что, как уже говорилось выше, является немаловажной деталью в общем развитии личности ребенка. Наблюдая за тем, как дети играют в кубики, собирают модельки из конструктора, взрослые думают, что дети просто развлекаются, что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями.

Подобное представление прививают детям с детства, считая, что игра – это веселая забава, приготовление уроков – это обязанность, а работа – скучная и тяжелая необходимость.

Когда ребенок играет с пирамидкой, составляя ее частички в определенном порядке, родители, наблюдая за этим процессом, часто стараются сделать это за ребенка сами, представив ему готовый результат. Гораздо сложнее объяснить ребенку, как правильно построить пирамидку или сделать из мозаики елочку. Однако именно в этом должны заключаться ваши занятия с малышом. Вы не сможете всю жизнь решать проблемы вашего чада, а потому необходимо его самого научить справляться со сложностями.

Многие взрослые не понимают всей важности игровой деятельности ребенка: играя, ваш малыш не просто развлекается, он готовится к будущей трудовой деятельности, как студенты готовятся к будущей профессии. Когда ребенок рисует, лепит из пластилина, делает различные аппликации, он занят напряженной работой – он изучает мир. Запомните, что ребенку нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно.

Обычно детям больше нравятся простые игрушки, а заблуждения и переживания родителей из-за неспособности купить своему ребенку дорогие кубики, с яркой окраской, абсолютно беспочвенны.

Например, существует два типа игрушечных поездов: один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам, а другой сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому человечку бывает трудно справляться со сложным устройством заводной железной дороги, и в поезд ничего нельзя положить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно с этой игрушкой.

Поезд, самостоятельно сконструированный из кубиков, гораздо интереснее: два кубика, связанные вместе, – это грузовик с прицепом, а если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в другие города. Когда малышу надоест суша, каждый кубик станет лодкой, и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. Ребенок сможет играть бесконечно, пока не оскудеет его фантазия, а это, поверьте, произойдет нескоро.

Часто, играя вместе с детьми, многие родители делают игру слишком сложной, они вмешиваются в процесс игры, постоянно поучают ребенка, пытаясь подсказать ему, как он должен поступать в той или иной ситуации. Не торопите ребенка, в свое время он будет правильно раскрашивать картинки, быстро строить замки из кубиков, одевать кукол, с удовольствием играть с заводной железной дорогой. Подгоняя ребенка, вы заставляете его чувствовать себя некомпетентным, что может принести только вред.

Но давайте вернемся к творческому потенциалу вашего ребенка. Многие родители ошибочно считают, что их ребенок еще слишком мал, и стараются во всем контролировать его действия и весь творческий процесс. Это неправильно, помните, что творческий потенциал ребенка, как и его интеллектуальное развитие (при правильном воспитании), гораздо выше, нежели считают некоторые родители.

Еще одна типичная ошибка молодых родителей, которая приводит к непредсказуемым последствиям, – это излишнее внимание к творческой деятельности ребенка. Каждая, пусть даже неудачно нарисованная картинка или фигурка, вылепленная из пластилина, приводит родителей в восторг, они начинают хвалить маленького художника, покупать ему новые игрушки, порождая в нем настоящий эгоизм.

Развивающие дидактические игры

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

Прежде чем говорить о развивающих дидактических играх, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. Сконцентрировав свое внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Нелишне будет заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух.

В большинстве своем родители, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом – просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод не самый удачный. Родителям, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать родителям, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать некоторые несложные упражнения.

1. Игра «Соревнования»

Эта игра познакомит ребенка с формами предметов. Организуйте веселую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку будет все равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймет, что выигрывает тот, кто выбирает шарик. Спросите ребенка, почему он выбирает шарик, и сделайте совместный вывод, что шарик катится потому, что он круглый.

2. Игра «Совместное рассматривание предметов»

Взрослый вместе с ребенком рассматривает живые или игрушечные объекты, при этом выразительно описывая все, что они видят. Например: «Смотри, какая киса, смотри, какие у нее лапки, хвостик, глазки, носик, какая у нее серая шубка, киска сидит спокойно, давай позовем ее». Предложите ребенку потрогать кошку, погладить ее, потом спросите, какие животные ему больше всего нравятся, попросите описать их. Старайтесь не подавлять инициативу ребенка, не перебивайте его, даже если он говорит неправильно, затем расскажите, какие животные нравятся вам и почему. Слушая, как вы говорите, и говоря сам (а не повторяя за вами), ваш ребенок заметно разовьет свою речь.

3. Игра «Чтение потешек»

Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребенку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это неплохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом получается своеобразный диалог, способный увлечь ребенка, подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.

4. Игра «Скороговорки»

Для развития речи ребенка огромное значение имеют скороговорки. Они способны научить малыша правильно и четко произносить слова. Сначала произнесите недлинную скороговорку медленно, попросите ребенка повторить ее, затем постепенно увеличивайте темп. После подобных занятий малыш станет намного лучше и правильнее говорить.

5. Игра «Рыба, птица, зверь»

К этой игре желательно подключить несколько участников. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...»

Тот игрок, на котором он остановится, должен быстро, пока ведущий считает до трех, назвать в данном случае птицу. Причем названия не должны повторяться. Если слово названо правильно, ведущий продолжает игру, если название неправильное или повторяется, игрок покидает игру. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок – он и выигрывает. Затем ведущим можно назначить ребенка.

Эту игру можно проводить в разных вариантах, это способствует развитию умения переключать внимание с одного предмета на другой.

6. Игра «Сравни предметы»

Перед ребенком ставятся две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки; а отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый, мишка – большой, а зайка – маленький.

Для детей старше трех лет можно усложнить задачу: поставить рядом две игрушки, более похожие друг на друга, например две машинки или два мячика. Цель подобных занятий – развить у детей внимание и выработать способность ребенка фиксировать его на одном предмете.

7. Игра «Оденем кукол»

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и поменьше – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой кукле принадлежит какой комплект одежды, пусть он решит эту задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребенка помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развить восприятие ребенка.

8. Игра «Будь внимателен!»

Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики, на слово «лошадка» – изображать, как лошадь ударяет копытом об пол, на слово «рак» – пятиться, «птицы» – бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» – стоять на одной ноге.

Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.

9. Игра «Магазин»

Сделайте в комнате нечто вроде прилавка, разложив на нем разные предметы, мелкие, крупные, разной формы и принадлежности. Рассмотрите вместе с ребенком эти вещи, обсудите, из чего они сделаны, чьи они, для чего предназначены, их цвет, форму и т. д. Затем попросите ребенка выйти из комнаты и, досчитав до десяти, зайти снова. Ребенок должен назвать все предметы, которые лежат на прилавке. Эту игру можно проводить по-разному: попросить не только произнести названия предметов, но и рассказать, чьи они, или назвать признаки предмета, который убрали с витрины. Эта игра способствует развитию памяти и речи.

10, Игра «Запомни картинки»

Для этой игры необходимо заранее приготовить 10–12 картинок, на каждой картинке должен быть изображен какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребенком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили.

Выигрывает тот, кто последним назовет картинку, о которой еще не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребенка.

11. Игра «Почини игрушку»

Подберите для этой игры простую игрушку с несложным механизмом, например машинку, и предоставьте ребенку несколько дней поиграть с ней, так, чтобы в процессе игры ребенок как можно лучше ознакомился с ее механизмом. Затем незаметно, чтобы малыш не видел, на колесо машинки наденьте резинку так, чтобы колесо не крутилось.

Теперь, для того чтобы машинка ехала, необходимо прикладывать гораздо больше усилий. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и устранил ее причину. Если ребенок старше четырех лет, количество неисправностей можно увеличивать, причем каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок разобрался с предыдущей. Эта игра способна в значительной степени развить мышление и воображение ребенка.

12. Игра «Волшебные кляксы»

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа выливают несколько капель чернил или туши, а лист складывают пополам, затем лист разворачивают – и можно начинать игру. Играющие по очереди называют, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество предметов. Подобного рода игры способствуют развитию у ребенка фантазии и воображения.

До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, гораздо лучше выбирать легкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребенок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры, выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развить у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.

Для развития интеллектуальных способностей ребенка огромную роль играет семейное воспитание. По утверждению многих педагогов, именно в семье закладываются основы всех необходимых для жизни навыков и умений. Очень часто родители пускают на самотек развитие ребенка, во всем доверяя заграничным мультикам про суперменов и Микки-Мауса, но ничто не сможет заменить ребенку родительского внимания, заботы, участия в его жизни.

Деятельность родителей, направленная на развитие
у ребенка навыков самообслуживания

Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания. Играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками последовательные эпизоды из собственной жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на заданные вопросы и таким образом передавать несложное содержание, а также самому реализовываться в рисунках, постройках задуманного). Ребенок учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки или расставлять их по местам, поливать домашние цветы, кормить рыбок и птичек, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в шкаф, одеваться и раздеваться и т. п.

Кроме того, ребенок может в этот период не только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому родителям (например, раскладывать хлеб в тарелке, вытирать пыль с мебели и т. п.). У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе выражать положительное отношение к родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной помощи, совместных действий, наблюдения за чем-то интересным.

Для своевременного формирования самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его маленьких ежедневных обязанностях: беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их где попало, охотно выполнять мелкие поручения. взрослых, не шуметь, когда родители заняты или спят.

Задача родителей – создавать все необходимые условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт. Так, по мере освоения на занятиях новых предметных действий ему можно предложить поиграть в игрушки, с которыми он научился обращаться. В этом возрасте ребенок в состоянии частично одевать себя, заворачивать и разворачивать рукава, мыть руки с мылом (если одежда удобная).

Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто говорить приказным тоном, что следует делать, а непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребенка делать то, что у того не получается.

В процессе показа того, что ребенок может и должен делать самостоятельно, и после него малышу следует задавать разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия, помочь ему уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок до конца понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе.

По мере накопления ребенком конкретных сведений родители должны показывать меньше, а больше предоставлять детям возможность действовать по словесному указанию. Чтобы движения ребенка были точными и четко осознанными, вначале объяснения должны носить подробный характер и постепенно переходить к общим напоминаниям. Например, когда ребенок учится наводить порядок в том углу, в котором играет, вначале ему следует объяснить: «Машинки, кубики и кукол нужно положить в ящик, а книжки и карандаши – в шкаф». В дальнейшем достаточно лишь напоминать ребенку: «Помнишь, что нужно делать с игрушками после того, как закончил игру?»

Надо сказать, в трехлетнем возрасте дети гораздо охотнее делают все сами, в отличие от двухлетнего возраста, когда они стараются прислушиваться к тому, что говорят и делают взрослые. Родители должны учитывать особенности ребенка, используя эту наклонность. Например, видя, как мама одевается, ребенок может повторять за ней ее движения. Поэтому всякий раз, когда мама или папа одеваются, собираясь гулять с малышом, нужно сделать так, чтобы он находился рядом и внимательно наблюдал за тем, как они одеваются, в какой последовательности надевают ту или иную вещь. При этом» желательно произносить что-нибудь вроде: «Видишь, Оленька, как мама надевает кофту: сначала просовывает руки в рукава, потом застегивает на пуговицы и т. п.», «Давай попробуем одеться вместе». Таким образом у ребенка развивается не только зрительная память, но и способность к самостоятельным действиям, к элементарному самообслуживанию.

Если одеваться совершенно самостоятельно в три года ребенку еще трудно и родители ему в этом помогают, то научить его обуваться в это время не только можно, но и необходимо.

Многие родители сталкиваются с такой распространенной проблемой, как спадание ботинок с маленькой детской ножки (поскольку движения ребенка во время ходьбы еще недостаточно уверенные и правильные). Естественно, что взрослым надоедает постоянно нагибаться и обувать ребенка в подобных случаях.

Можно избежать этой проблемы, если научить ребенка обувать ботинки самому всякий раз, когда это необходимо. Достаточно каждый раз указывать ребенку на то, что с него спал ботиночек, спрашивая при этом: «А где наш ботинок? Ну-ка, поищи его... Нашел? Неси сюда. А теперь давай наденем его». И так – каждый раз до тех пор, пока ребенок не станет делать это сам, без ваших указаний.

Другая банальная проблема, которая касается самообслуживания ребенка, – это спадание штанов (колготок). У детей часто во время игры и бега спадают штанишки. В три года ребенок уже в состоянии подтягивать их и заправлять кофту, главное – вовремя ему указать на эту обязанность. Так же как и в случае с обувью, нужно постоянно спокойным тоном напоминать ребенку, что ему неудобно ходить, когда спущены штанишки, и что он выглядит неаккуратно, просить малыша о том, чтобы он сам поправил и заправил кофточку. Таким образом, ребенок не только учится самообслуживанию, но и привыкает следить за своим внешним видом, понимая, что ходить со спущенными штанишками некрасиво.

Научив ребенка надевать и снимать с себя простейшую одежду, следует приучать его к одной их самых основных функций самообслуживания – самостоятельному хождению в туалет (на горшок). Если в два года ребенок только научился сидеть на горшке и делает это, когда его посадят, то в три года он должен научиться ходить в туалет тогда, когда ему захочется, причем делать это в основном без помощи и сопровождения родителей.

Приучая ребенка к горшку до трех лет, родители обычно сажают его на горшок тогда, когда подошло время или когда ребенок сам попросился. После того как малыш сделал то; что требовалось, родители сопровождают его действия похвалой. Это производит на ребенка положительное впечатление, малыш всякий раз гордится своим достижением, понимает, что он делает то, что нужно делать.

Если занятые родители изо дня в день сажают ребенка на горшок тогда, когда, по их мнению, подошло время, не побуждая в малыше никакой инициативы к самостоятельным действиям, то ребенок вряд ли скоро начнет ходить в туалет сам. Некоторые дети сами чувствуют, что хотят в туалет, поэтому молча садятся на горшок (правда, иногда забывают снять штанишки).

Для того чтобы ускорить этот процесс и приучить ребенка пользоваться горшком, важно первым делом научить его понимать то, о чем с ним говорят. Важно не только хвалить малыша за понятливость (за то, что он своевременно просится на горшок), но и все время говорить о том, чтобы он делал это каждый раз, как захочет. Следует также просить ребенка о том, чтобы он сам снимал штанишки, когда садится на горшок.

Ласковый и уверенный тон родителей позволяет достигнуть взаимопонимания с маленьким ребенком и помогает его приучить к самостоятельности. В некоторых случаях ребенка рекомендуется «подкупать», предлагая ему какое-нибудь поощрение, подарок в случае, если он сделает то, о чем его просят. Многим же детям достаточно понаблюдать, как другие малыши пользуются горшком, чтобы начать делать это самим.