+7 (3854) 31-04-59 Диспетчер
Как делать логопедический массаж ребенку самостоятельно, в домашних условиях

Как делать логопедический массаж ребенку самостоятельно, в домашних условиях

Информационно – методические материалы для родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна.

(на сайт # «Шаг навстречу» в рубрику мамина школа – помощь родителям)

 

«Как делать логопедический массаж ребенку самостоятельно, в домашних условиях»

Юлия Сергеевна Максименко,

учитель-логопед

КГБУСО «Краевой реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными

возможностями «Родник»

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер. Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях. Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение. Показания к проведению логопедического массажа Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие 38 результаты. Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями: c частичной потерей или неполным расстройством голоса; c различными речевыми аномалиями; c излишней интенсивностью лицевых мышц; c избыточным рефлективным слюнотечением; со сбоем всей произносительной стороны речи с детским церебральным параличом; с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры со всеми разновидностями логопатии Цели логопедического массажа Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать: исправление точной артикуляции звуков; совершенствование ситуации с голосовыми связками; упорядочение респирации в момент разговора; предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов; суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи. Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции. Категорическими противопоказаниями для проведения манипуляций являются недуги и инфекции различных областей лица: простудные и респираторные болезни; воспаление слизистой оболочки десен и глаз; стоматиты; увеличенные лимфоузлы; герпес. Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм. Специфика логомассажа в условиях дома: в момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям. Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать. Виды логопедического воздействия: есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц. Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса. Точечный массаж занимается биологически активными 39 точками со скоплением сосудов и нервных окончаний. В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды. Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы. Предварительная разминка. Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные: лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков; нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот; от носа до височной области и от углов рта до ушей; от подбородка до мочки уха. Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка. Методика массажа Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку. При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз. Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул. Избавить малыша от речевого расстройства и научить, безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, 40 предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения. Успешность развития речевых навыков во многом будет зависеть от регулярности занятий и терпения родителей.

 

 

 

«Рекомендации учителя-логопеда
родителям детей с проблемами развития речи
»

Елена Валериевна Маркова,

учитель-логопед высшей категории

КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и

подростков с ограниченными возможностями «Родник»

 

Многолетняя практика доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь со стороны учителя-логопеда для решения проблем речевого развития их детей.

Таким образом, сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более актуальным и востребованным. Педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Общие методические рекомендации для родителей.

–        покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

–        систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

–        занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

–        не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

–        не давайте на одном занятии более 2–3 упражнений;

–        соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

–        не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

–        вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

–        постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

–        учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

–        совместно с педагогами работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

–        согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

–        помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

–        верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Варианты специфических рекомендаций.

–         родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;

–         родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;

–         не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;

–         не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

–         работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

–         подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;

–         родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:

–         отличать правильное произношение от дефектного;

–         осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;

–         оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

–         узнавать и различать звуки.

У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью.

 

Домашняя игротека «Игры на кухне»

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

•     Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

•     Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

•     Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер... Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

•     Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.

•     Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

•     Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [с]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

•     Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [л] – ложки, вилки, салатник и т.д.

•     Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?

Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

—    рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

—    придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

—    выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

—    ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [л], а если ее вот так соединить – получится [о];

—    узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка – на [о]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.


Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
.

Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.

Пальчиковый театр.

Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.

Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:

—    поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

—    упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

—    перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

—    пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорокабелобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:

—    Сорока, сорока,

Где была?

—    Далеко!


Кашку варила,

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала.

Этому кашки,

Этому бражки,   

Этому калины,

Этому малины,

А этому – шишок,

Шишок под носок!

Он мальчик мал,

Крупку не драл,

По воду не ходил,

Кашку ему не дадим!

Шуг-шуг! Полетели,

На головку сели,

Песенки запели!

Водить по ладони ребенка пальцем

«варить кашку», чередуя поглаживающие и «скачущие» движения.

 

Сгибать каждый палец ребенка,

начиная с большого.

Не сгибать мизинец ребенка,

слегка массировать («чтобы он быстрее рос»).

Поднимать вверх руки ребенка

и класть их на голову,

слегка поглаживая


Дети 3–7 лет для развития ручной умелости должны:

—    катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

—    запускать пальцами мелкие «волчки»;

—    разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

—    сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

—    делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

—    барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

—    махать в воздухе только пальцами;

—    собирать все пальцы в щепотку;

—    нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

—    завязывать узелки на шнурке, веревке;

—    застегивать (растегивать) пуговицы;

—    играть с конструктором, мозаикой;

—    складывать матрешки;

—    рисовать в воздухе;

—    мять руками поролоновые шарики, губки;

—    рисовать, раскрашивать, штриховать;

—    резать (вырезать) ножницами;

—    плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

—    шить, вышивать, вязать;

—    выполнять аппликации.

Советы родителям детей с проблемами развития речи.

Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего, семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку поможет учитель-логопед. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения.

•      Ребенок должен учиться, играя.

•      Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере овладеет материалом.

•      В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов.

•      Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость.

Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.