+7 (3854) 31-04-59 Диспетчер

Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

Данилова Надежда Викторовна
воспитатель
ГКУЗ «Специализированный
психоневрологический дом ребёнка №13
Адмиралтейского района», г. Санкт-Петербург

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.

В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.

Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.

Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:

  • имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,
  • наблюдается сниженный мышечный тонус,
  • присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
  • часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз",
  • имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала очень мягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом, делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилина. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Или другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.

Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».

Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичные игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.

Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе мама катает по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.

Изготовьте тренажёры – ленту. На плотную трубку (например, середина рулона туалетной бумаги) наклеивается атласная лента. Учите ребёнка заматывать и разматывать ленту на основу. При этом ленты должны быть разной длины и ширины, чтобы ребёнку было интереснее.

Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.

Возьмите колечко кольцеброса, научите ребёнка просовывать через колечко разные предметы, от мелких шариков до мягких игрушек и тряпочек. Научите ребёнка катать снежки или скатывать крупные шары из теста. Предложите малышу свернуть бумагу в шар.

Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики (сделайте их сами, набив разными вещами пластмассовые коробочки из-под киндер-сюрприза), потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.

Возьмите прозрачный стакан с водой, добавьте туда комком яркую гуашь, научите ребёнка размешивать краску в стакане ложкой. Можно обыграть это упражнение – вы готовите, например, кукле лекарство.

Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научите ребёнка просеивать песочек с помощью ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.

Играйте как можно более разнообразно с музыкальными детскими инструментами. Советую приобрести погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки. Много интересных шумовых игрушек можно приобрести в музыкальных магазинах, обратите внимание на русские народные и украинские инструменты. Помогают в формировании моторики музыкальные занятия на пианино. Отмечу особо, что у детей с синдромом Дауна часто просто великолепные музыкальные способности.

Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками. Но даже без специальных курсов, вы можете развивать ручки ребёнку – посадите на стульчик, дайте ребёнку схватиться ладошкой за большие ваши пальцы, а остальными вашими пальцами обхватите ручку ребёнка. Потяните к себе, чтобы ребёнок привстал. Как только ребёнок научится крепко хвататься, разнообразьте упражнение, предлагая схватиться за палку, кольца кольцеброса. Устройте шуточное перетягивание верёвочки или палочки.

Можно использовать игрушечный руль. Ребёнок не только будет нажимать на кнопочки, но и крутить руль, отрабатывая движения запястья.

Если ребёнок уже достиг возрасте 3-4 лет, предложите ему поиграть под вашим присмотром прищепками и скрепками. Прищепки нужно прикреплять на круглую металлическую коробку из-под конфет или печенья, а потом – снимать. Для работы со скрепками приготовьте яркое пособие – из жёлтого плотного картона изготовьте рисунок- солнышко. Малыш на начальном этапе учится только снимать скрепки - лучик, которые вы заранее надели на солнышко. А на следующих этапах – уже сам надевает.

Кончено, упражнений гораздо больше, развивайте мелкую моторику, играя!

 

ИТАК,
ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА?

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз" (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

 

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?

Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

• анатомические особенности строения кисти и запястья,

• сниженный мышечный тонус,

• избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,

• проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз",

• недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия

 

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ

В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

 

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

 

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ

В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

 

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ ЗАХВАТ

• Ладонный захват - ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью.

• Захват щепотью - ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

• Захват "пинцетом" - ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем.

 

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано:

большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.

 

СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАПЯСТЬЯ

Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

 

КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Для развития движений запястья малыш может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек. После

трех лет можно учить малыша пользоваться ножницами, а также разучивать с ним простые пальчиковые игры.

 

 

Ссылка на сайт: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/10/06/razvitie-navykov-melkoy-motoriki-u-detey-s-sindromom